11
апреля
2019
Продукция халяль (продукты и услуги) на мировом рынке достигла порядка 3 трлн. долларов в год, при этом на пищевые продукты приходится 1/3. Данная продукция составила 15% от всего мирового продовольственного рынка. Об этом заявил руководитель НМА С. Юшин.
Халяльная продукция потребляется мусульманами, составляющими на сегодняшний день около 2 млрд. человек, а также представителями некоторых других конфессий и вероисповеданий. В России насчитывается около 18 млн. мусульман. Для российского сельского хозяйства производство продукции халяль является весьма перспективным, поскольку без активного экспорта российской сельхозпродукции отрасль не может динамично развиваться. И экспорт пищевых продуктов из России растёт, в 2018 г. он достиг уровня 26 млрд долларов. Арабские страны для России – удачный рынок в силу как логистических, так и иных причин, например, потому, что эти рынки сами быстро развиваются, имеют большой потенциал.
Есть и встречный интерес арабских государств и предпринимателей из арабских стран к сотрудничеству с РФ.
В России стандарты «халяль» закладываются на предприятиях уже начиная с проектирования, для получения в дальнейшем соответствующего сертификата.
Рост российских компаний в сегменте «халяль», по данным ВШЭ, составляет 15-20 процентов ежегодно.
Например, только в Ставрополье сертификаты «халяль» получили 30 производств.
Регион поставляет в арабские страны баранину, из Ставрополья экспортировано 4 тыс. т. этого мяса. В регионе работают 17 овечьих племзаводов. Регион также хотел бы привлечь и инвестиции из арабских стран для развития производства баранины.
Тормозит российский экспорт халяльной продукции то, что она малоизвестна пока в арабском мире: всего 3% опрошенных в ряде арабских стран заявили, что знакомы с российской продукцией халяль.
Это негативный сигнал, но с другой стороны, он показывает, что у рынка арабских стран для российской продукции имеются перспективы для развития.